ГАНГА ДУШЕРА

16 июня 2024г.

Две формы Шивы из 108 связаны с Гангой — Гангадхара мурти и Ганга висарджана мурти: принимающий сокрушительный поток Ганги на свою джату (адхара) и отпускающий ее стекать со своих волос в земной мир (висарджана).

Предыстория такова:

Когда царь Сагара решил совершить ашвамедха-яджню (жертвоприношение коня, когда он должен совершить обход царства, вернуться и быть убитым во славу царя), жертвенный конь потерялся. Сагара приказал своим сыновьям числом 60 000 найти коня, потому что утрата жертвенного животного в таком ритуале означает крах государства. Гордые и буйные принцы пронеслись, как ураган, по всей Бхарате, сжигая леса и искореняя жизнь и имущество подданных, чтобы найти коня.

Наконец они прибыли в тихое место, где мудрец Капила сидел в медитации, возле него был привязан белый конь. Разъяренные князья осудили Капилу как вора и напали на него. Используя свою ужасную мистическую силу, разгневанный риши мгновенно превратил принцев в пепел. Для всей страны и для династии это означало страшную трагедию, ведь вся царская династия застряла между жизнью и смертью, а проклятие риши легло тяжким бременем на весь род царя Сагары.

Не дождавшись возвращения 60 000 сыновей с жертвенным конем, царь послал на их поиски другого своего сына, Аншуману. Риши Капила не мог отменить своё проклятье, но рассказал принцу, что единственный путь для душ мертвых князей попасть после смерти в божественные миры — это подношение ниравапанджали с водой священной Ганги, которая текла только в Сварга-локе, мире богов.

Вернуть Гангу на Землю было почти невыполнимой задачей, и для ее выполнения требовалось много лет тапасьи и молитвы. Цари последующих поколений не стали этого сделать, полагая выполнение царского долга более важным, чем выполнение долга перед предками. В результате грехи тысячи князей из века в век множились в своей разрушительной силе и стали причиной стихийных бедствий. Царство утратило мир и процветание, и к тому времени, как царь Бхагиратха взошел на престол, он уже не мог пытаться править страной. Решение было только одно.

Передав королевство доверенным служителям, Бхагиратха отправился в Гималаи, чтобы выполнить тапасью. В течение тысячи лет он совершал мучительно суровое покаяние, чтобы угодить Господу Брахме. В конце тысячи лет Брахма пришел к нему с готовностью дать желаемое. Бхагиратха попросил Брахму спустить реку Гангу на землю, чтобы он мог совершить тарпану для своих предков, смыть их грех и дать свободу их душам.

Брахма ответил, что только Господь Шива сможет удержать Гангу. Это была самая большая река во вселенной, и никто не мог выдержать ее напор и последующие глобальные разрушения. Бхагиратха совершил тапасью для Господа Шивы, еще год питаясь только воздухом. Сострадательный Шива появился и сказал Бхагиратхе, что ему не нужно совершать тапасью для достижения такой благородной цели, как эта. Он заверил Бхагиратху, что примет, сдержит Гангу и предотвратит разрушение мира.

Однако, будучи постоянно воспеваемой богами, Ганга стала капризной и тщеславной. Она посмеялась над Брахмой, когда Он попросил ее спуститься на землю, но не посмела ослушаться его, поскольку он был ее отцом (в одной из версий).

Но Ганга была уверена, что никто не сможет остановить ее падение, которое надолго опустошит землю. Когда она сошла со Сварги вниз, Бхагиратха и небесные наблюдатели были в ужасе от грохота и напора воды. Но Господь Шива появился из ниоткуда и поймал всю Гангу в свои распущенные волосы.

Затем он связал свои волосы в джату (узел), из которой Ганга изо всех сил пыталась освободиться, но не могла сдвинуться с места. Очищающая природа Шивы избавила ее от тщеславия и вернула ей понимание Дхармы.

Царь Бхагиратха пошел впереди, указывая путь, и она последовала за ним через всю Бхарату и, наконец, слилась с океаном. По ходу течения она вымыла пепел шестидесяти тысяч сыновей Сагара, которые вознеслись на небеса, восхваляя и благословляя Бхагиратху.


Прикосновение Шивы еще более освятило Гангу. Когда Ганга протекала сквозь миры, она создала поток, оставшийся на Земле, чтобы помочь очистить несчастные души. Она — единственная река, которая следует сквозь все три мира — Сварга (небеса), Притхиви (Земля) и Патала (преисподняя или ады). На санскрите это называется Трипатага (путешествующая по трем мирам) .

Благодаря усилиям Бхагиратхи, Ганга спустилась на Землю, и поэтому река также известна как Бхагиратхи, а термин Бхагиратха прайатна используется для описания доблестных усилий или трудных достижений.

Считается, что река окончательно высохнет в конце кали-юги, последней из четырех стадий, через которые проходит мир, как части цикла юг (эры тьмы, текущей эры), так же как и река Сарасвати. Когда пересохнет Ганга, закончится кали-юга, и цикл творения повторится снова.

Ганга также является матерью, Ганга Мата (Мата = “мать”) , принимающая всех и прощающая всё. В отличие от других богинь, у нее нет деструктивного или внушающего страх аспекта, хотя она может быть бурной рекой как ​​природный объект.

Ганга — источник жизненной силы индуизме. Поклонение ей не требует обычных обрядов призыва (авахана) в начале и расторжения (висарджана) в конце, необходимых при поклонении другим богам. Ее божественная милость, очищающая от любого греха и проклятия, мгновенна и вечна, но только до тех пор, пока река живет.

Похожие публикации

Сваргалока

Сварга (санскр.: स्वर्गं, ‘обитель света’), также известная как Индралока и Сваргалока, это небесная обитель богов в индуизме. Сварга — одна из семи высших лок (эзотерических планов) в индуистской космологии.

Описание

Сварга — это совокупность небесных миров, расположенных на горе Меру и над ней, где те, кто вел праведную жизнь, придерживаясь священных писаний, наслаждаются удовольствиями до своего следующего рождения на земле

देवीमाहात्म्यम् «Величие Богини» Глава 5. «Беседа Деви с посланником»

देव्या दूत संवादो नाम पञ्चमो ध्यायः ॥ .. pañcamo’dhyāyaḥ .. ॥ ऋषिरुवाच॥ ॥ १ ॥ oṁ klīṁ ṛṣiruvāca .. 1.. Риши сказал: पुरा शुम्भनिशुम्भाभ्यामसुराभ्यां शचीपतेः…

Ответы