Ачамана

Важной частью тантрических ритуалов является очищение — физическое и ритуальное. Омывать себя снаружи нас научили в детстве. Очищать себя изнутри нам помогают ритуальные действия, к которым относятся ачамана (три глотка освященной воды), омовение огнем (после предложения дипы), нанесение вибхути (священного пепла). Всего же существует 16 видов омовения.

oṁ ātma tattvāya svāhā

oṁ vidyā tattvāya svāhā

oṁ śiva tattvāya svāhā

Ом! Собственной сущности да будет благо

Ом! Сущности Знания да будет благо

Ом! Сущности Шивы да будет благо

Приступая к любому ритуалу, к любой молитве, мы совершаем ритуальное очищение тремя глотками воды, наливая немного освященной воды в ладонь и на каждый глоток читая мантру соответствующей таттвы.

Таттвы – это основные составляющие мироздания, его «кирпичики». Есть три основные таттвы:

🔱Атма-таттва – таттва индивидуальной души – это каждый из нас такой, какой он есть сейчас.

🔱Видья-таттва – это таттва, образующая путь от Божественного к человеческому и обратно. Она связана с мантрами, так как энергия, которая выражена в мантрах и связывает и освобождает. Она есть Великое знание и Великая иллюзия.

🔱Шива-таттва – таттва Божественного. Это сам Господь Шива. Это то, кем бы были, до того, как были заброшены в этот мир сансары, и кем станем вновь, когда достигнем Освобождения.

Ману-смрити так описывает ачаману:

“trirācamedapaḥ pūrvaṃ dviḥ pramṛjyāttato mukhaṃ khāni caiva spṛśedabhir ātmānaṃ śira eva ca”

(Manusmṛti, Śloka 60, Глава 2)

«Сначала трижды выпейте воду с мантрами, затем дважды протрите водой лицо и один раз глаза, уши, нос, плечи, грудь и голову. Это действие называется ачамана»

В шайва-шактийской традиции чаще всего ачамана совершается тремя глотками, но могут быть и более развернутые варианты.

БАЗОВЫЙ РИТУАЛ АЧАМАНЫ

Три глотка воды выпиваются с ладони правой руки со следующими мантрами:

• ॐ आत्म तत्त्वाय स्वाहा

oṁ ātma tattvāya svāhā (Ом! Собственной сущности да будет благо)

• ॐ विद्या तत्त्वाय स्वाहा

oṁ vidyā tattvāya svāhā (Ом! Сущности Знания да будет благо)

• ॐ शिव तत्त्वाय स्वाहा

oṁ śiva tattvāya svāhā (Ом! Сущности Шивы да будет благо)

Первый глоток очищает наше физическое тело. Он помогает подготовить голосовой аппарат к четкому произношению мантр.

Второй глоток пробуждает жизненные силы нашего организма, отгоняя вялость и сонливость. Это важно, поскольку мантры необходимо произносить с должной энергией, чтобы духовная вибрация, которую они представляют, проявилась должным образом.

Третий глоток напоминает нам о нашей зависимости от Божественной Милости на жизненном пути. Это помогает нам прийти в надлежащее состояние ума, ведущее к успешной медитации.

Таким образом, ачамана служит для начала подготовительной работы по объединению и гармонизации физических, витальных и ментальных аспектов человека, подготавливая садхаку к высочайшему духовному опыту Упасаны.

Водой, используемой при совершении ачаманы, окропляются подношения для пуджи, пространство алтаря, вокруг алтаря и самого себя.

Похожие публикации

ДЕВИ ПУДЖА в бенгальской традиции

Прежде всего, мы должны должны понять главное. Все, что мы делаем во время пуджи для Маа, мы должны делать из глубины своего сердца, из глубины своей души, и полностью используя все возможности тела, души и сердца.

Шри Камеш Агхорананд Титртхнатх (Тарамаи)

ЧАНДРАГХАНТА

Чандрагханта – (चन्द्रघण्घण्टा, Chandraghaṇṭā, «[носящая] колокол в виде луны») — третья из девяти форм Дурги, почитается на третьи сутки Наваратри.  Богиня Чандрагханта – это замужняя…

देवीमाहात्म्यम् «Величие Богини» Глава 11

Глава 11. «Восхваление Нараяни» ऋषिरुवाच॥ १॥oṁ ṛṣiruvāca .. 1.. Риши сказал: देव्या हते तत्र महासुरेन्द्रे सेन्द्राः सुरा वह्निपुरोगमास्ताम्।कात्यायनीं तुष्टुवुरिष्टलाभाद्विकासिवक्त्राब्ज विकासिताशाः ॥ २ ॥ devyā hate…

…देवीमाहात्म्यम्… «Величие Богини» Глава 2

Глава 2. «Истребление воинств Махишасуры» .. द्वितीयोऽध्यायः …. dvitīyo’dhyāyaḥ .. ऋषिरुवाच ॥१॥oṁ hrīṁ ṛṣiruvāca .. 1.. Мудрец сказал:देवासुरमभूद्युद्धं पूर्णमब्दशतं पुरा।महिषे सुराणाम् अधिपे देवानाञ्च पुरन्दरे ॥२॥devāsuramabhūdyuddhaṁ…

Ответы