АСУРЫ И ДЭВЫ

Это не глубокое исследование, а просто рассуждение, в котором сошлись размышления о нескольких вещах: о нижних чакрах, о специфичном конфликте божеств и демонов в индуизме и, наконец, о том, почему Воинство Матерей совершает откровенный геноцид, истребляя асуров довольно жестоким образом, если и они являются Ее детьми, и по нашим, человеческим, меркам, правильная мама должна была бы ласково наставить, божественными силами повлиять, исправить в лучшую сторону, а не сносить головы, злорадно хохоча.

Как всегда, начинаем мы погружение в какой-либо вопрос со словаря, с этимологии. Как правило, уже на данном этапе половина вопросов отпадает. Но не в этом случае. Этимология слова “асура” (असुर) исследовалась разными учеными и существует несколько точек зрения — можно выбрать наиболее подходящую, ошибки не будет, потому что нет правильного и неправильного. Все ученые сходятся в одном: асуры — могущественные существа духовного мира.

Вторым шагом мы обычно смотрим, что о том или ином явлении говорится в Ригведе — самом древнем, самом обширном и самом авторитетном тексте индуизма. И тут нас подстерегает неожиданность. Асурами называют не только плохих мальчиков, но и тех, кого мы привыкли считать хорошими — например, Индру, Агни, Савитра, Варуну.

То есть, деление на плохих и хороших, богов и антибогов произошло значительно позже, уже в итихасах и пуранах. В ведах асуры балансировали на некой грани, за которой они становились либо теми, либо другими, но всегда могли где-то проштрафиться, споткнуться и вернуться в лагерь плохих или, сделав что-то полезное, в лагерь хороших мальчиков.

То есть, природа асуров и дэвов одна и та же, на небесах они пребывают или под землей, определяется не врожденными свойствами, а приобретенными качествами. Приобретенными в процессе становления их собственной личности. И, поразмышляв над тем, что же это за разделяющая черта, вывод оформился сам собой.

Черта, за которой асур становится демоном — это эгоизм. Не жадность (дэвы тоже частенько демонстрировали желание взять побольше и покрасивше), не похоть (и дэвы не чужды любовных утех), не страх (все боятся). Именно эгоизм, как граница, за которой ты либо помогаешь другим, либо приносишь страдания.

Скажем, дэвы, имея весь букет пороков, приписываемых асурам, приняли концепцию служения. Они выполняют свою работу, освещая землю, согревая и питая ее, контролируя движения ветра и воды. За это имеют в небесных сферах свежий воздух, золотые троны, лучших музыкантов и апсар в количестве и качестве, поражающем воображение.

Асуры пошли путем силы. Зачем напрягаться и кому-то служить, если можно честно отобрать, и иметь всё то же самое, только не на небесах, а в нижних мирах, называемых подземными. Причиненные страдания их не особо волнуют. В нашем, человеческом мире люди с преобладающей асурья-бхавой спокойно могут отобрать что-то у кого-то, потому что “им нужнее”. Или приписать себе качества “орудия кармы” — вроде как “неслучайно же ты, друг, нарвался на такого нехорошего человека, как я, видимо, в прошлой жизни нагрешил, а через меня тебе должок-то и вернулся”.

В пуранах асуры воюют с дэвами, как правило, из зависти и жадности, чтобы получить те плюшки, которые им недоступны. Дэвы наседают на асуров, когда им кажется, что создается угроза их власти или опасаясь покушения на свои богатства. Божественные Родители вмешиваются и разводят детей по разным углам, когда нарушается баланс так называемого добра и зла, светлого и темного. Задача высших сил — вернуть в мир равновесие. Но в то же время Божественные Родители дают свободу быть тем или другим, плохим или хорошим, пока они не начинают вредить другим живым существам.

Часто Тантру в Европе (условно) подают как некий сатанинский культ, искусственно демонизируя ее. Равнозначное приятие тамасичных и саттвичных проявлений в человеке каким-то причудливым образом преобразуется в отвержение саттвы (как бунт хиппи против буржуазного общества). Бог во всем! Культ ножа и кастета — потому что Кали любит кровь и смерть — проповедуют люди, никогда в жизни не воевавшие, не убивавшие. Грабь, потому что ты сильнее. Насилуй (женщин, мозг, природу), иди по головам, плюй на всех, потому что стадом в царство божие не войти, только по одиночке, и путь не важен — главное добраться.

Тантра — Путь Срединный. И в системе чакр мы всегда встречаем описание того, как Кундалини поднимается, а не спускается. Просто путь из адских миров в два раза дольше, а путы, удерживающие на пути, все те же самые — жадность, страх, похоть, гордыня, эгоизм, привязанность, ложный стыд и т.д. Всеприятие того, что считается злым и нечистым, часто трактуется как путь единственно верный, и из всего набора инструментов и символов выбираются только самые зловещие.

Если человек перестанет мыться, будет жить в грязи, питаться несвежей пищей, неумеренно употреблять интоксиканты, мы все прекрасно знаем, что закончится все это не просветлением, а кожными заболеваниями, вшами, гастритом и циррозом печени.
Если человек помешан на стерильности, не ест ничего без тепловой обработки, с утра до вечера очищает воздух в доме от пыли, мысли от грязи, а эмоции от дурных вибраций, закончится это теми же кожными заболеваниями, дисфункцией кишечника и приобретенной фобией запачкаться.

Оба будут убеждены в правильности своего поведения и будут неистово друг друга ненавидеть, но ни о какой такой самореализации, мокше, нирване, дживанмукти и прочем тут даже речи быть не может. Два типа эгоизма. Ты можешь быть асуром и переложить веды на музыку, и написать Тандава-стотру, и получить звание “Лучший преданный года”. Ты можешь быть дэвом, высекать огонь взглядом, стать наилюбимейшим божеством человечества и столетиями напролет принимать почести, сидя на золотом троне, весь такой в белом и с короной.

Ты можешь здорово провести время, много времени, тысячи лет — в райских мирах, если накопил благих заслуг, или в пыточных камерах Ямы, если за тобой должок по части чужих страданий. Паталы названы именами асуров, но и ключевые узлы на пути Кундалини, названы именами божеств — Брахма-грантхи, Вишну-грантхи и Рудра-грантхи. Пока целью в жизни не останется слияние с Шивой, и только это, не важно, асурья-бхава или дивья-бхава в тебе преобладает. Преграда на пути к Шиве только одна — свое собственное Я и его желания.

ए ❤

Похожие публикации

Сваргалока

Сварга (санскр.: स्वर्गं, ‘обитель света’), также известная как Индралока и Сваргалока, это небесная обитель богов в индуизме. Сварга — одна из семи высших лок (эзотерических планов) в индуистской космологии.

Описание

Сварга — это совокупность небесных миров, расположенных на горе Меру и над ней, где те, кто вел праведную жизнь, придерживаясь священных писаний, наслаждаются удовольствиями до своего следующего рождения на земле

देवीमाहात्म्यम् «Величие Богини» Глава 8. «Убиение Рактабиджи»

Глава 8. «Убиение Рактабиджи» ऋषिरुवाच ॥ १॥ oṁ ṛṣiruvāca .. 1.. Риши сказал: चण्डे च निहते दैत्ये मुण्डे च विनिपातिते । बहुलेषु च सैन्येषु क्षयितेष्वसुरेश्वरः…

…देवीमाहात्म्यम्… «Величие Богини» Глава 2

Глава 2. «Истребление воинств Махишасуры» .. द्वितीयोऽध्यायः …. dvitīyo’dhyāyaḥ .. ऋषिरुवाच ॥१॥oṁ hrīṁ ṛṣiruvāca .. 1.. Мудрец сказал:देवासुरमभूद्युद्धं पूर्णमब्दशतं पुरा।महिषे सुराणाम् अधिपे देवानाञ्च पुरन्दरे ॥२॥devāsuramabhūdyuddhaṁ…

Ответы