Камакхья. У. Кларк
Я не уверен, было ли это из-за недостатка сна или быстро наступающего из-за жары истощения, но мой разум начал блуждать по странным территориям, когда я смотрел на эти незнакомые иконы и думал об истории этого места. Многорукие фигуры с оружием в руках и отрубленными головами, устрашающе выглядящие йоги и танцующие женские фигуры вели меня через леса холма Нилачала, назад во времени к храму, каким он был когда-то, когда духовность здесь была юной, исходящей прямо из вульвы земли. Это место за гранью древности, подумал я про себя, когда ацтекские образы заполонили сцену моих грёз.
До всех этих ворот, замков и стальных решеток, и даже до гораздо более древней шикхары (куполообразного колпака над святилищем), скульптур и руин, разбросанных повсюду, это место было священным местом Богини-Матери. Его корни уходят глубоко в прошлое задолго до того, как история этой области была записана.
Когда-то Камакхья была центром племенного поклонения (кхаси, если быть точным), и они тоже поклонялись Матери на этом самом месте, поклоняясь ее божественной йони в земной форме черного камня. Это может показаться немного странным, но это не обычный камень. Мало того, что его форма физически напоминает вульву (это определенно так), так еще и из него постоянно сочится вода.
Еще более странным является ежегодное явление, когда эта вода на несколько дней становится темно-красной: земля в Камакхье буквально менструирует. Большой праздник в храме, называемый Амбувачи Мела, посвящен этому священному периоду менструации Божественной Матери.
Некоторые из местных обычаев сохраняются до сих пор, хотя и в несколько измененной форме. Например, в самом западном конце храмового комплекса находится большой павильон, где регулярно обезглавливаются такие животные как буйволы, утки, голуби и бесчисленные козы в качестве подношений Богине.
Чувство осознания захлестнуло меня, принеся с собой понимание: кхаси принесли в жертву множество людей. И тут открылись последние ворота. Лязг-лязг.
Как только эти ворота, наконец, открылись, я не мог дождаться, чтобы войти внутрь и предложить свою джобамалу (гирлянду из цветов гибискуса) Ма Камакхье, а также всю свою жизнь и преданность Богине. Я понятия не имел, чего ожидать, и вход в Камакхья Мандир оказался потусторонним опытом.
Как и некоторые другие мандиры на холме Нилачала, которые я посещал ранее, храм Камакхья требует, чтобы вы спустились по ступеням в пространство, напоминающее пещеру. Мало того, что внутри темно, так еще и стены и опорные столбы сделаны из черного камня, усиливающего ощущение простора. Несмотря на то, что это закрытая территория, она почему-то кажется огромной и открытой. И снова были таинственные резные каменные фигуры, размещенные в углублениях по всей стене, – божественные и человеческие фигуры, чья личность и предназначение остаются для меня неизвестными.
По мере того, как я плыл вместе с массой тел, которые медленно извивались в этой пещерной среде, ориентируясь только редким освещением и криками храмовых жрецов, мое сознание овладевало восхитительно дезориентирующим эффектом. Кажущаяся бесконечной река преданных двигалась вдоль внешней стены по часовой стрелке, по пути, который проходил вокруг божества, расположенного в центре.
Это божество представляло собой антропоморфное изображение в виде небольшой литой металлической статуи. Она находится в драгоценном серебряном храме, украшенном павлиньими и цветочными мотивами. Пурохит (храмовый жрец) поручил мне дать ей пранам (приветствие). При этом я спросил его, как зовут эту богиню. Он смутился и ответил мне, что это Камакхья.
Я оглянулся и увидел несколько картин с изображением богини в ее шестиголовой человеческой форме, висящих в разных местах. Поскольку это святилище является единственным местом внутри храма, которое видно снаружи, я предполагаю, что это замещающее изображение Камакхьи для более непринужденного публичного поклонения. Ее слепой образ, однако, едва различим, поскольку он практически погребен под горой цветов. На ее голову была возложена серебряная корона, а с балдахина свисали несколько серебряных зонтиков.
Теперь, когда я присмотрелся к чему-то, чему я уже много раз молился, я увидел, что вся экспозиция на самом деле представляет собой богато украшенный миниатюрный серебряный храм. Публичный образ Ма Камакхьи прекрасен, но у меня было мало времени для созерцания, так как толпа нетерпеливо толкала меня вперед: меня торопили в святая святых, содержащее Ее первоначальную форму.
Переступив арочный порог, вы попадаете на дюжину или около того ступеней, которые ведут вниз в большую круглую черную пещеру, наполненную дымом благовоний. Я оглянулся и увидел темные каменные фигуры, уставившиеся на меня, их очертания были совершенно неразличимы в темноте. Единственным источником света внутри гарбхагрихи (сердца храма) было несколько маленьких масляных ламп, которые горели тут и там.
Меня снова толкнули вперед, я посмотрел вниз и увидел священника, сидящего рядом с местом, которое было освещено несколькими из этих ламп, — это был Ма Камакхья. Ее йони (священное влагалище) большое, но почти полностью покрыто декоративной тканью сари. Повсюду были цветы.
Неумолимая толпа постоянно толкалась; Я поняла, что нельзя терять ни минуты, поэтому быстро, но осторожно положила свою джобамалу на Ее изогнутую поверхность, прежде чем опуститься на колени на землю и склонить голову.
“Дай маме руку!” — крикнул священник, указывая на открытое место у основания. Здесь йони Маа была обнажена для всеобщего обозрения: естественно расщепленный черный камень, выкрашенный в красный цвет синдуром (киноварью). В нем был небольшой бассейн с водой. Не раздумывая, я протянул руку к йони Камакхьи, и вода доходила мне до запястья. Приложив свою погруженную ладонь к камню, я мысленно отдал свою волю любви Богини-Матери, и, прежде чем опустить руку, набрал в рот столько воды, сколько смог, и проглотил ее целиком. За это я получил довольно забавный взгляд от священника, который все еще хихикал, когда махал рукой следующему человеку.
В отличие от большинства индуистских храмов в целом, даршан Ма Камкхья основан на осязании, а не на зрении. Когда я снова двигался вместе со очередью, я наблюдал за тем, как другие общаются с Камакхьей. Все они просто касались воды, а потом гладили свою голову! Я поинтересовался, сколько рук было в этой воде, и хихикнул про себя, когда понял, что пить ее, вероятно, не самое гигиеничное занятие. Мой внутренний голос шутил: ну и как же можно было этого не делать?! Это священная субстанция Богини-Матери, поэтому вы ни за что не заболеете. Вы получите Божественную силу.
После подношения пранама йони Лакшми и Сарасвати (или Камале и Матанги, если ваш тантрик), которые также находятся во внутреннем святилище, я прошел мимо еще нескольких каменных статуй (что это вообще за штуки?) и направился к выходу. Мой молодой друг-брамин, с которым я столкнулся по пути, сообщил мне, что после завершения пуджи (формального поклонения) храм принято обходить вокруг храма три раза по часовой стрелке. Для меня это было новостью, но я подумал об этом как о прекрасной возможности формально завершить даршан спонтанным заключительным ритуалом.
Солнце казалось невероятно ярким, когда я вышел на улицу и направился к главному входу – я был в храме более 30 минут. Стоя лицом к входной двери храма, я сложил руки и вспомнил весь тот словесный бред в моей голове, которым я страдал несколько часов назад, стоя в очереди. Затем я лег на землю и вытянул руки, касаясь больших и указательных пальцев рук, образуя треугольник, направленный в сторону йони Ма Камакхьи.
Кали, которая есть во всем и в любое время, которую я люблю. Мои глаза наполнились слезами, когда я поняла, что делаю. Прошло более 15 лет с тех пор, как я стал преданным Кали Ма, и вот я предлагаю Ей свою любовь в храмах Матери всех Богинь. Мой первый даршан Камакхьи не мог быть более совершенным. Я повторил этот акт мысленной декламации в сочетании с физическим поклоном еще два раза, поблагодарил Ма за то, что она привела меня сюда, а затем пошел за завтраком.
Уильям Кларк
Ответы