Шадакшара-мантра

o Ритуальное очищение перед чтением мантр
o Предваряющие молитвы
o Молитвы чёткам
o Завершающие молитвы

Ом намах Шивая (oṃ namah śivāya IAST Деванагари: ॐ नमः शिवाय)

Ом. Поклонение Благому) — одна из важнейших мантр в индуизме. Наравне с Гаятри и Махамритьюмджайа-мантрой является одной из древнейших мантр индуизма — впервые встречается в Кришна Яджур-веде (Тайттирия-самхита, 4, 5-6) в гимне «Шри Рудрам-чамакам». Часто называют Панчакшара-мантрой (पञ्चक्षरमन्त्र — мантрой пять слогов) — na-maḥ-śi-vā-ya. Другое название — Агхора-мантра (अघोर मन्त्र — мантра бесстрашия). Когда мантра читается вместе с «Ом», то тогда она называется Шадакшара-мантрой — мантрой шести слогов.

Панчакшара-мантра является основной и самой священной мантрой для всех школ Шиваизма, как прошлого, так и настоящего. О её смысле и значении написаны тома исследований. Считается, что в её пять слогов заключено всё мироздание. Существует два основных толкования этой мантры:

Толкование джняни.

Слово «намах» (नमः) обозначает ограниченную человеческую душу (дживу, जिव). Слово «шива» (शिव) обозначает Мировой Дух (Параматман). Окончание «йа» (य) указывает на идентичность Дживы и Параматмана. Слог Ом (ॐ) символизирует разрушение Майи — иллюзии.

Толкование бхакти.

Слог «ом» (ॐ) означает «весь мир, живой и неживой». Слово «намах» (नमः) — это сокращение от «намама» (न मम) — «не мой», «не для меня». Слово «шивайа» (शिवाय) означает «для Шивы». Мантра в целом переводится так: весь этот мир, живой и неживой, принадлежит не мне, существует не для меня, а для Шивы.

Хотя она и имеет прямой перевод — Поклонение Благому, — её основное значение заключается не в словах, а в звуках, её составляющих, которые, в свою очередь, связываются с пятью перво-элементами (землёй, водой, огнём, воздухом и акашей) и ипостасью Шивы — Панчамукха или Панчанана ([Обладающий] Пятью ликами).

Шиваизм, также как и вообще Индуизм, считает, что вселенная состоит из вибраций, а вибрации порождают формы — так, имя Шивы в Панчакшара-мантре порождает Шиву в ипостаси Махешвары.

Панчакшара-мантра является одной из немногих мантр в Индуизме, для которой не обязательна предварительная дикша (посвящение) — хотя отдельные школы в Шиваизме настаивают на его необходимости. Её можно читать влух, шёпотом и мысленно; в любое время суток — однако наилучшим считается чтение джапы Панчакшара-мантры на Рудракша-мале во время Брахма-мухуртхи (приблизительно 4 часа утра).

“namaḥ śivāya” — это самое святое из имен Господа Шивы, записанное в сердцевине Вед и разъясненное в Шайва-агамах.

🔱”Na” есть сокрывающая милость Бога,

🔱”maḥ” — это мир,

🔱”śi” — означает Шиву,

🔱”vā” — Его милость откровения,

🔱”ya” — это душа.

Пять элементов также воплощены в этой древней формуле для призывания Бога.

🔱”Na” — это земля,

🔱”maḥ” — вода,

🔱”śi” — огонь,

🔱”vā” — воздух, а

🔱”ya” — эфир, или акаша.

Значений этой мантры очень много. “Namaḥ śivāya” имеет такую силу, что даже простое произнесение этих слогов обязательно сыграет свою роль в спасении души от уз предательского инстинктивного ума и стальных оков изощренного внешнего интеллекта. “Namaḥ śivāya” обуздывает инстинкт, разрывает стальные оковы и разворачивает этот интеллект вовнутрь и на себя самого, чтобы он мог посмотреть на себя и увидеть свое невежество. Мудрые провозглашают, что мантра — это жизнь, мантра — это действие, мантра — это любовь, а повторение мантры, джапа, производит эффект взрыва мудрости изнутри.

В святой книге «Натчинтанай» говорится: “Namaḥ śivāya” — это, воистину, и Агама, и Веда. “Namaḥ śivāya” представляет все мантры и тантры. “Namaḥ śivāya” — это наши души, наши тела и наше имущество. Мантра “Namaḥ śivāya” стала нашей надежной защитой”

Шивая Субрамуниясвами “Танец с Шивой”

विद्यासु श्रुतिरुत्कृष्टा रुद्रैकादशिनी श्रुतौ।

तत्र पञ्चाक्षरी तस्यां शिव इत्यक्षरद्वयम्॥

Среди учений лучшее — Шрути (Веды). В Шрути лучшее — 11 анувак (уроков) Рудрадхьяя. Там лучшее — Пятислоговая мантра. А в этой мантре лучшее — пара слогов ШИ-ВА.

Карана-агама, Крия пада, 8.4.

Пара слогов ШИВА — квитэссенция Вед. В этом слове «а» волощает Риг-веду и Сама-веду, так как они обе начинаются с «а». «и» — это суть Яджур-веды, которая начинается с «и». «ш» — это Атхарва-веда, которая начинается с «ш». «в» — это Вьякарана, которая начинается с «в».

Карана-агама

नास्ति ज्ञानात् परं मित्रं न भक्तेः साधनं परम्।

न शैवादधिको मर्त्यो मन्त्रः पञ्चाक्षरः परः॥

Нет друга лучшего, чем знание. Нет практики лучшей, чем преданность. Нет смертного лучше, чем шиваит. Пятислоговая мантра лучше всех.

Парамешвара-агама, 10.90

तस्मादपि श्रेष्ठतरा मम पञ्चाक्षरी शिवे।

अस्य मन्त्रस्य चैवान्ये उपमन्त्राः प्रकीर्तिताः॥

Лучше той (Агхора) мантры — моя Пятислоговая мантра. Остальные мантры — ее ответвления.

Сукшма-агама, Крия пада, 3.6

मन्त्रान्तरेषु सिद्धेषु मन्त्र एष न सिद्ध्यति।

अस्मिन् सिद्धे महामन्त्रे तेऽपि सिद्धा भवन्ति हि॥

Когда реализованы другие мантры, эта мантра не реализована. Но когда эта великая мантра реализована, все остальные мантры реализованы.

Чандраджняна-агама, Крия пада, 8.92

Пятислоговая Паньчакшара является обителью Господа. Намах Шивая — проявленная форма Паньчакшары. Шивая намах — ее тонкая форма. Так Он присутствует в этой мантре — проявленный и непроявленный.

Тирумантирам, 919

Мистическое выражение «Намах Шивайя» — это священное имя Господа Шивы, сумма и сущность четырех Вед и ведет по священному пути души, полные преданности, которые произносят эту мантру с облегченным сердцем, а из глаз у них текут слезы.

Тирумурай

Похожие публикации

ДЕВИ ПУДЖА в бенгальской традиции

Прежде всего, мы должны должны понять главное. Все, что мы делаем во время пуджи для Маа, мы должны делать из глубины своего сердца, из глубины своей души, и полностью используя все возможности тела, души и сердца.

Шри Камеш Агхорананд Титртхнатх (Тарамаи)

ЧАНДРАГХАНТА

Чандрагханта – (चन्द्रघण्घण्टा, Chandraghaṇṭā, «[носящая] колокол в виде луны») — третья из девяти форм Дурги, почитается на третьи сутки Наваратри.  Богиня Чандрагханта – это замужняя…

КУШМАНДА

КУШМАНДА(कुष्माण्डा, Kuṣmāṇḍā)  Имя “Кушманда” трактуется как “Та, из малой части жара которой возникла Вселенная”.  После принятия формы Сиддхидатри богиня Парвати начала жить в центре Сурьи…

Ответы